Страничка учителя-логопеда
Страничка создана для родителей воспитанников старшей и подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.
Здесь вы сможете узнать тему недели, получить рекомендации по теме недели и скачать домашнее задание.
- Домашние задания для старшей группы
- Домашние задания для подготовительной к школе группы
- Автоматизация звуков
Основные задачи коррекционного обучения:
- формирование правильного произношения (развитие дыхания и просодики, воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- развитие навыков связной речи.
Много усилий требуется не только от логопеда, воспитателей, но и от Вас, уважаемые родители!
Залогом успеха коррекционной работы являются:
- медикаментозное лечение (по показаниям врача);
- четкое выполнение рекомендаций логопеда;
- регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным причинам);
- выполнение домашних заданий;
- контроль за речью ребенка.
Тема: Комнатные растения.
с 15.04. по 19.04.2024г
Тема: Быть здоровыми хотим!
с 01.04. по 05.04.2024г
Тема: Профессии.
с 18.03.по 22.03.2024г.
Тема: Перелетные птицы.
с 11.03. по 15.03.2024г
Женский день 8 марта
с 04.03. по 07.03.2024г
Тема недели: Рыбы.
с 26.02. по 01.03.2024г
Тема недели: День защитника Отечества.
с 19.02. по 22.02.2024г
Тема недели: Животные жарких стран.
с 12.02. по 16.02. 2024г
Тема недели: Животные холодных стран.
с 05.02. по 09.02.2024г
Тема недели: Продукты.
с 29.01. по 02.02.2024г
Тема недели: Посуда.
с 22.01. по 26.01.2024г
Тема недели: "Мебель. Электроприборы"
с 15.01. по 19.01.2024г
Тема недели: "В гостях у сказки"
с 09.01. по 12.01.2024г
Тема недели: Новый год
с 25.12. по 29.12.2023г
Тема недели: Одежда.
с 18.12. по 22.12.2023г
Рекомендации для родителей:
- Попросите ребёнка принести тот или иной предмет одежды по вашей просьбе.
- Расскажите ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года
- Какая бывает одежда?
По принадлежности - мужская, женская, детская
По сезонам - зимняя, летняя, демисезонная
По назначению - домашняя, спортивная, форменная или специальная
Привести примеры всех типов одежды.
- Показать ребенку – как правильно ухаживать за одеждой (сушить, чистить, стирать, гладить, аккуратно сворачивать, вешать на плечики).
- Почитать детям рассказы, стихи, сказки по теме: «Наша Маша маленькая...»; Б, Заходера; «Обновки».
- Предложите ребенку из рекламных буклетов вырезать и наклеить картинки с изображением одежды для мамы, папы и ребенка
- Поиграйте в игры, которые развивают речь, мышление, память детей:
«Расскажи о своей одежде»
Внимательно рассмотреть верхнюю одежду, назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава, манжеты)
Дидактическая игра «Один - много»
Рубашка – рубашки, куртка – куртки, кофта – кофты, юбка – юбки, варежка – варежки, носок – носки, майка – майки и др.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Рубашка – рубашечка, куртка – курточка, кофта – кофточка, юбка – юбочка, шарф – шарфик, носок – носочки.
Дидактическая игра «Дорожки».
Положите на пол несколько шарфиков - это дорожки. Находите короткую - длинную дорожку, широкую - узкую.
Игра «Скажи наоборот».
Надевать – снимать,
завязывать – развязывать,
застегнуть – расстегнуть,
гладить – мять,
повесить – снять,
покупать – продавать.
Игра «Какая одежда бывает?»
(с объяснением взрослого)
верхняя (плащ, пальто, шуба и др.),
детская…, взрослая…,
женская…, мужская…,
спортивная…, зимняя..,
осенняя.., весенняя…,
праздничная…
Игра: «Подбери признак».
Куртка (какая?) – красная, тёплая…
Платье (какое?) – нарядное, красивое… и т.д.
Игра: «1-2-5-9».
Один сарафан, два сарафана, пять сарафанов, девять сарафанов.
(майка, свитер, платье, юбка, рубашка, футболка)
Пальчиковая гимнастика «Одежда».
Я одежду надеваю
(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим)
И ее вам называю:
(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим.)
Майка, брюки, а еще
(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим.)
Свитер, шарфик и пальто.
(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим.)
«Наведем порядок»
- Предложите ребенку из рекламных буклетов вырезать и наклеить картинки с изображением одежды для мамы, папы и ребенка.
Стихи
Бабушкины руки
Это чья рубашка –
Синие горошинки?
Бабушка старалась,
Шила для Алешеньки!
Это чей сарафан
Белыми ромашками?
Бабушка старалась,
Шила для Наташеньки! Г. Браиловская
Вова-растеряшка
Вова-растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли ее в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ежик утащил?
Может плюшевый медведь
Захотел ее надеть?
Стал рубашку примерять –
Взял и сунул под кровать.
Вова-растеряшка,
Вот твоя рубашка! Л. Барбас
Загадайте загадки про одежду
Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф)
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежка)
Злой на улице мороз.
Пальцы греются в перчатке.
В воротник зарылся нос.
Голова укрылась в..(Шапке)
Тема недели: Зима.
с 04.12. по 08.12.2023г
Тема недели: Дикие животные.
с 27.11. по 01.12.2023г
Рекомендации для родителей
Тема: «Дикие животные наших лесов»
Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов (иллюстрации зайца, белки, волка, медведя, ежа, кабана, рыси, лося, лисы, оленя, бобра, енота), отметить их внешние признаки;
Расскажите о том, где животные живут, чем питаются;
закрепите в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей;
в качестве экскурсии посетите зоопарк.
Загадки.
- Я, сознаюсь, виновата:
я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком
часто бегаю тайком. (Лиса)
- Под соснами, под елками
живет клубок с иголками. (Еж)
- Быстрый маленький зверек
по деревьям скок-поскок. (Белка)
- Серый байковый зверюшка,
косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
и морковку ему дай. (Заяц)
- Кто зимой холодной
ходит злой голодный? (Волк)
- Летом по лесу гуляет,
зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Дидактическое задание «Угадай, кто это?»
(подобрать существительные к прилагательным).
Бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный - ... .
Серый, зубастый, страшный, хищный - ....
Хитрая, пушистая, рыжая, хищная - ....
Маленький, длинноухий, пугливый, серенький/беленький - ....
Маленький, колючий, быстрый - …
Дидактическое задание «У кого - кто?»
(упражняем в словообразовании существительного с помощью суффиксов):
медведь – медвежонок/медвежата волк – волчонок/волчата
лиса – лисёнок/лисята
ёж – ежонок/ежата лось – лосёнок/лосята
бобр – бобрёнок/бобрята олень – оленёнок/оленята
рысь – рысёнок/рысята белка – бельчонок/бельчата
Дидактическое задание «Назови маму»
(упражняем в употреблении родительного падежа существительных):
у медвежонка мама медведица
у лисёнка мама лисица
у рысёнка мама рысь
у лосёнка мама лосиха….
Дидактическое задание «Кто где живет?»
(упражняем в употреблении именительного падежа существительных).
Кто живет в норе? В норе живёт лиса.
Кто живет в берлоге? В берлоге живёт медведь.
Кто живет под кустом? Под кустом живёт заяц.
( в дупле – белка, в логове – волк)
Дидактическое задание «Чей хвост?»
(упражняем в образовании притяжательных прилагательных) - желательно использовать картинки с изображением хвостов животных:
Вариант №1.
Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца - хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы - хвост медведя... Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?»
Вариант №2. Упражнение «Измени слова по образцу»:
нос лисы – лисий нос, лапы зайца – заячьи лапы
след медведя – медвежьи следы, рога лося – лосиные рога
Упражнение на координацию речи с движениями.
Я как белка в колесе прыгаю на месте, Чтобы было веселей, поскакали вместе. Раз, два, три, четыре, пять - начал заинька скакать. Прыгать серенький горазд - он подпрыгнул десять раз. |
Ребенок совершает прыжки на месте.
Под счет ребенок прыгает 5 раз.
После слов «он подпрыгнул десять раз» ребенок прыгает 10 раз. |
Составить описательный рассказ о диком животном нашего леса
(по выбору) по плану:
Название животного.
Где живет?
Жилище.
Внешний вид (части тела).
Чем питается?
Детеныши.
Ознакомление с художественной литературой.
- Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов.
- Прочитать украинскую народную сказку "Рукавичка". Уточнить какую сказку она напоминает. ("Теремок") Что общего в этих сказках? В чем различие?- Прочитать сказку "Лиса и волк".
Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным.
Один волк, два волка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Одна волчица, две волчицы, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Один волчонок, два волчонка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д.
Составить предложения со словосочетаниями: "две белки", "пять белок", "два волка", "пять волков" и т. д. (развитие связной устной речи). 13. Упражнение "Наоборот" - учимся подбирать антонимы.
Лось большой, а заяц - ...
Белка слабая, а волк - ...
У волка хвост длинный, а у медведя - ...
Лиса - хищное животное, а заяц - ...
Развитие связной устной речи без опоры на вопросы и наглядность
«Заяц»
«У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе».
В случае, если этот рассказ для ребенка окажется сложным, сначала разберите рассказ, предлагая ребенку вопросы. Если же и с опорой на вопросы ребенок не может справиться с заданием, тогда попробуйте другой рассказ и при работе над пересказом используйте опорные вопросы.
«Заяц зимой»
«Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух»
Где спит зимой заяц?
- Чем питается зимой заяц?
- Кто враги зайца?
- Что спасает зайца от врагов
Пальчиковая гимнастика
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке - сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца)
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку.
(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)
Тема недели: Домашние животные.
с 20.11. по 24.11.2023г
Тема недели: Домашние птицы.
с 013.11. по 17.11.2023г
Тема: Наш дом - Южный Урал.
Тема: Хлеб всему голова!
с 23.10. по 27.10.2023г
Советуем Вам:
- Поиграйте в игру «Что сначала, что потом?», эта игра развивает логическое мышление, речь. Предложите ребенку в определенной последовательности назвать этапы выращивания хлеба (лучше разложить картинки по порядку и назвать): вспахивание поля, высевание зёрен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки. Если ребенок затрудняется, помогите ему.
- Посетите вместе с ребенком хлебный магазин и обратите внимание на разнообразие хлебобулочных изделий.
- Подберите к слову хлеб как можно больше прилагательных: румяный, свежий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, пахучий и т. д.
- Обсудите с ребенком значение пословиц:
Хлеб-всему голова.
Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
Пролениться - и хлеба лишиться.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Будет хлеб - будет и обед.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Загадайте ребенку загадки:
Золотист он и усат
В ста карманах – сто ребят,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом (колос).
В поле сеют и растят,
Убирают, сыплют в склад
И на хлеб идет оно
А зовут его… (зерно).
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны (мука).
Тема недели: Ягоды.Грибы.
с 16.10. по 20.10.2023г
∙ Побеседуйте с ребенком где растут ягоды, о том, что можно приготовить из ягод.
∙ Где растут грибы?
∙ На какие две большие группы делятся все грибы? (съедобные и
несъедобные)
∙ Какие ты знаешь съедобные грибы? (подберезовик, белый гриб,
сыроежка, масленок, опенок, лисички).
∙ Какие ты знаешь несъедобные грибы? (бледная поганка, мухомор).
∙ Какие ты знаешь части гриба? (у гриба есть шляпка и ножка).
∙ Как называются корни у грибов? (грибница)
∙ Какие ты знаешь части ягоды? (стебель, корни, листья, ягоды).
∙ На какие группы делятся ягоды? (садовые и лесные; съедобные и несъдобные).
∙ Вместе с ребенком вспомнить что можно делать с грибами и ягодами. (жарить, солить, мариновать, варить, сушить, мыть, собирать, искать…).
∙ Игра «Скажи со словом много»:
одна сыроежка- много сыроежек
один подберезовик- много подберезовиков
один опенок- много опят
один мухомор –много мухоморов
одна клубника –много клубники
одна клюква – много клюквы и т.д.
∙ Как называются грибы, которые растут под березой? (подберезовики).
Под осиной? (подосиновик). Грибы рыжего цвета (лисички). На
пеньках растут (опята). Грибы с масляными шляпками (маслята).
Грибы, которыми морят мух (мухоморы).
∙ Назовем ласково:
подберезовик- подберезовичек
подосиновик-подосиновичек
масленок-масленочек
опенок- опеночек,
мухомор-мухоморчик
земляника –земляничка и т.д.
∙Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две) одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек;
один мухомор, два мухомора,три мухомора, четыре мухомора, пять мухоморов;
одна земляника, две земляники, три земляники, четыре земляники, пять земляник;
одна клюква, две клюквы, три клюквы, четыре клюквы, пять клюкв и т.д.
∙Игра «Какое ? Какой ?» (Образование относительных прилагательных.)
Варенье из малины. - Малиновое варенье.
Компот из земляники. – Земляничный компот.
Джем из черники. – Черничный джем.
Повидло из брусники. – Брусничное повидло.
Мусс из ежевики. – Ежевичный мусс.
Пюре из клюквы. – Клюквенное пюре.
∙ Рассказ- описание гриба по плану (белый гриб, мухомор, лисички,
опята, сыроежка)
1.Как называется этот гриб?
2.Где он растет?
3.Какого цвета?
4.Съедобный или несъедобный?
5.Что можно из него приготовить?
Рассказ- описание о ягодах:
1.Название.
2. Где растет?
3.Внешний вид.
4.Какая на вкус?
5.Что из неё готовят?
Тема недели: Лес. Деревья.
с 09.10 по 13.10.2023г
Рекомендации для родителей по теме "Деревья"
Цель: развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в сфере экологического воспитания, показать на примерах, как с помощью игр экологической направленности можно учить детей беречь и охранять природу.
Дерево – многолетние растение с одеревеневшим стволом, ветви которых образуют крону.
Твердую часть растений используют как материал для различных изделий.
Лес – участок земли, где растет много деревьев.
Леса – это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд, но и источник здоровья. Это земная лаборатория – вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы.
Деревья бывают:
лиственные: береза, клен, тополь, дуб, осина, липа.
хвойные: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр.
плодовые: яблоня, груша, слива и т.д.
В лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы. Для жизни растениям необходим солнечный свет, достаточное количество влаги, минеральных веществ. Все растения имеют сходные приспособления для питания –корни.
Чем больше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием. У дерева только один очень твердый стебель – ствол, от которого во все стороны отходят ветки. У куста несколько твердых стеблей, а у травянистых растений стебли мягкие. У всех деревьев есть листья. Только разные. Так, у ели, сосны они похожи на иголочки. Такие листья называют хвоей,а деревья эти – хвойные.
Листья бывают очень разными по форме. Их пластинки могут быть похожими на щит, руку с пальцами, круг, яйцо, ромб. Края пластинок украшены и зубчиками, и ресничками.
ЛЕСА ВЫДЕЛЯЮТ:
Хвойные (преимущественно растут хвойные деревья)
Лиственные ( преимущественно растут лиственные деревья)
Смешанные ( лиственные и хвойные деревья)
Тема недели: Перелетные птицы осенью.
с 02.09. по 06.09.2023г.
Тема недели: Фрукты. Сад.
с 25.09. по 29.09.2023г.
Тема недели: Огород. Овощи.
с 18.09. по 22.09.2023г
Уважаемые родители!
На этой недели тема наших занятий «Овощи».
Для того, чтобы дети лучше усвоили материал, родителям рекомендуется:
Задание 1
Рассмотрите с детьми иллюстрации с изображением овощей.
- Спросите у ребенка, какие он еще знает овощи
Задание 2
Пальчиковая гимнастика
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трем –трем,
Мы капусту жмем-жмем,
А потом капусту в рот кладем.
Задание 3
Вместе с ребенком нарисуйте какие-нибудь овощи.